Blog

Формирование каллиграфического навыка учащихся в начальной школе

Большинство людей не обладают навыками каллиграфического письма. Что произошло с почерком за последние десятилетия? Почему люди стали допускать такое количество ошибок? Почему в младших классах все труднее приучить детей к каллиграфии? Эти вопросы волнуют многих педагогов. Каждый год мы наблюдаем рост количества детей, которые имеют трудности в обучении письму. До 30 процентов детей имеют затяжные проблемы в обучении письму.

Сегодня очень актуальным является вопрос об обучении младших школьников каллиграфии. Ведь современный научно-технический прогресс и бурное развитие информационного мирового поля ставит перед человеком задачу обязательно заниматься самообразованием. Поэтому у человека появляется необходимость писать не просто разборчиво, но и быстро, сохраняя при этом каллиграфический почерк. Именно в начальной школе закладываются основы почерка человека, поэтому в этом возрасте сразу и нужно начинать писать правильно.

Слово «каллиграфия» пришло к нам из далеких времен. Еще на древнем греческом языке оно было образовано от двух слов, переводящихся на русский язык, как «красота» и «пишу». Под этим термином понимается способность четко, красиво и разборчиво писать от руки, опираясь на имеющиеся образцы письма.

Для каллиграфического почерка важно соблюдать правила строки, выдерживать ровные поля как справа, так и слева страницы, придерживаться одинакового размера и наклона для букв (причем наклон регламентирован и равен 65 градусам), правильно писать каждую букву и правильно соединять буквы.

Человек только в том случае владеет каллиграфией, если его почерк уже сформировался, он пишет быстро и связно, при этом скорость письма не влияет на его разборчивость и наклон. Если человек нарушает пропорции, изменяет наклон букв, не применяет правила написания некоторых элементов, то считается, что он допускает каллиграфические ошибки.

Сегодня обучение каллиграфическому почерку считается одной из главных проблем школьного образования. Эту проблему изучают многие ученые и методисты. Формирование правильного письма сегодня рассматривается с разных точек зрения. Почему этот вопрос так волнует многих людей? Потому что есть существенные проблемы, связанные с плохой каллиграфией у детей. Если ребенок небрежно относится к разборчивости своего почерка, то эта небрежность переходит и к усвоению орфографии. Учителю бывает трудно определить, какие буквы находятся в тексте, который пишет ученик. А о человеке, который пишет плохим почерком, складывается часто ложное впечатление, будто он неграмотный и небрежный в жизни. Компьютеризация в обучении накладывает свой отпечаток, так как дети меньше времени пишут, что мешает им усвоить каллиграфические навыки письма.

Наиболее часто возникающие проблемы в написании слов – это трудности в овладении буквенной формы, методов соединения букв, наклон строки. Из-за того, что упражнения проводятся реже, чем раньше, все эти навыки теряются.

Но есть еще более серьезные признаки этой проблемы – на процесс формирования навыков письма влияют не только физические трудности, но и психологические особенности личности.

Существует стойкое убеждение, основанное на фактах, что если придерживаться строгого размера ритма, то можно легко освоить быстрый и в то же время красивый почерк. Упражнения по письму в такт позволяют не только правильно писать, но и помогают детям проявлять внимание (ведь нужно с первого раза понять и написать то, что говорит учитель). Также это позволяет тренировать память и развивать способность к усидчивости.

Уже давно доказано и опробовано на практике то, что при тактическом (его еще называют ритмическом) написании под счет дети гораздо лучше усваивают чистописание.
Такое письмо становится более четким и плавным. А ритмичность во время написания букв значительно ускоряет темп без ущерба для качества письма. Этот коррекционный метод позволяет совершенствовать графо-моторный компонент у детей, который имеют свои двигательные особенности. Стабильное написание разных букв достигается за счет соблюдения закономерностей правильного движения рук в процессе написания текста на бумаге. Это круговые движения, которые замкнуты и направлены внутрь к плечу. Как правило, рука во время написания разных букв совершает одни и те же движения.

Если логически группировать разные буквы, то можно достаточно быстро после изучения отдельных букв сформировать в сознании учеников ясные образы каждой буквы, а это позволит избежать частых графических ошибок при быстром письме. В результате закладывается прочный фундамент для формирования способности автоматически писать каллиграфическим почерком.

Добавить комментарий