Blog

Результатом образования должна быть возможность выбора

Еще раз о кризисе 

Российское образование переживает не лучшие времена. Отчасти это часть общемирового кризиса, связанного с тем, что система образования по определению консервативна и не успевает за быстро меняющимся обществом. В России ситуация усугублена тем, что с 1990-х годов не ведется творческого поиска в образовании: новые методики если и создаются, то им никак не пробиться в систему. А она, система, строга, унитарна, основана на контроле; авторскую школу открыть очень сложно, частную школу — практически невозможно. Мы слишком держимся за прошлое: советским наследием можно гордиться, но та же гордость не позволяет отбросить старое и пойти вперед. 

Значит ли это, что единственный выход для всех — домашнее образование? 

Нет. У этой формы обучения есть ряд недостатков. Ребенку нужны разные влияния, нужна возможность почувствовать себя автономным от своей семьи, нужна групповая работа в контексте учебы, да и родителям далеко не всем подходит самостоятельное обучение ребенка. Семейное образование — это, скорее, вынужденная мера, чем удачное спасение от кризиса нашей системы. 

Если уж выбирать хоумскулинг, то ни в коем случае не допустить изоляции ребенка. Нужно обеспечить ему площадки для общения, формального взаимодействия со сверстниками и т.д. 

По каким критериям выбирать школу для ребенка? 

Забота о здоровье. Учеба не должна изматывать ребенка ни во время обучения, ни до, ни после него. Например, если на дорогу до школы у них уходит больше сорока минут, то некоторым детям уже все равно, насколько эта школа хороша — так сильно они устают. Нужно подобрать им школу поближе к дому. То же с программой, расписанием, любыми нюансами, связанными с нагрузкой. 

Стиль общения. В школе важна не столько программа, сколько атмосфера. Хотят ли дети туда ходить? Нравится ли им там? Как с ними обращаются, видят ли в них личность? Можно на обычном родительском собрании понять, есть ли у учителей эмпатия, забота, желание сделать детям как лучше, или всем движет только желание получить хороший балл и место в рейтинге. 

Условия отбора и отсева. На чем основан успех школы? Если в школу жестко отбирают самых способных детей, а потом также жестко отсеивают, то блестящие результаты школы связаны с отсевом, а не с качеством образования. Тогда нужно ли сражаться за то, чтобы поступить в такую школу? 

Отсутствие вандализма. Оказывается, в школе, где детям хорошо, нет сломанных парт и разрисованных стен. Если детям в школе плохо, они так или иначе выплескивают стресс, вымещают его на вещах. А если в школе нет стресса, то и ломать ничего не нужно. 

Общие советы родителям школьников 

Школа должна подходить в первую очередь ребенку, а во вторую — родителю. У разных детей разные потребности. Следите за детьми, наблюдайте, беседуйте, сосредоточьтесь на их самочувствии. 

Результатом образования должен быть не пьедестал, а выбор. Человек без образования имеет меньше возможностей. Человек с образованием может стать, кем хочет: топ-менеджером, клоуном или садоводом. И во всех этих случаях может быть счастлив. Именно эту вариативность, возможно, и должна дать ему школа. 

Избегайте крайних точек. Конечно, нельзя, чтобы школа была опасной и неприятной для ребенка. Но это не значит, что при малейшей шероховатости нужно выдергивать его из школы и переводить на домашнее обучение. Все-таки учеба — это обязанность: иногда полезно просто посочувствовать ребенку, не переходя без особой нужды к решительным действиям. 

Почему дети говорят: «Не пойду больше в школу»? 

Падение учебной мотивации и отказ от школы могут произойти по целому ряду причин. Вот самые популярные из них: 

– Перегруженность учебой. Объем присутствия и включенности ребенка в учебный процесс неадекватен: восемь-девять уроков каждый учебный день, огромный объем домашнего задания… Не должен ребенок столько тратить времени на учебу. Ненормально, что младший школьник сидит за уроками до ночи. Неправильно, что у старшеклассника рабочий день длиннее, чем у родителей. И неудивительно, что дети саботируют, не делают всех домашних заданий и вообще устают от учебы. 

– Учебная нагрузка бессодержательна. Она экстенсивна, перегружена типовыми бессмысленными механическими заданиями, которые не дают ничего ни уму, ни сердцу. 

– Отчуждение. Зачем учиться, когда тебе неясен смысл всего того, чему тебя учат? Когда нет связи между предметами, нет связи между программой и реальной жизнью. 

– Отсутствие безопасности. Увы, бывает, что педагоги не в состоянии создать для ребенка комфортные условия: имеет место неуважительное отношение, пренебрежение чувствами ребенка, невозможность «разрулить» конфликт между учениками или остановить буллинг. Все это тоже влияет на учебную мотивацию. 

– Длительное чувство неуспешности. Может быть, ребенок долго болел и много пропустил. Возможно, ему кажется, что он худший среди одноклассников. Или просто случилась полоса невезения, и теперь огромного труда стоит вернуть веру в себя и пойти туда, где у тебя систематически бывает неуспех. 

– Снижение ценности информации. Это проблема глобальная, беспрецедентная. На ребенка обрушивается огромный информационный поток. Наш мозг рассчитан на то, что полезная информация поступает в него в ограниченных количествах, а не несется огромной лавиной. 
Поддерживать интерес все сложнее: ты не должен ждать, искать, добывать информацию — она и так всегда под рукой. Тут естественно исчезает стимул в потреблении новых знаний. 

Ребенок не может просто так взять и сказать: «Не пойду больше в школу!» 

Если он раньше ходил охотно, общался с одноклассниками, а теперь вдруг так говорит, то это не начало, а конец, финальный аккорд в проблеме, которая назревала давно и теперь достигла критических масштабов. Тут нет волшебных слов, которые родитель должен сказать, чтобы ребенок одумался и снова захотел учиться. Нужно медленно, методично распутывать клубок и разбираться, с чего все началось и как тут помочь. 

Если ребенок не хочет идти в школу именно сегодня, именно сейчас — скорее всего, он устал. Особенно в конце зимы, в период авитаминоза, стоит пойти навстречу и дать ребенку поваляться дома, отвлечься, спокойно заняться своими делами. 

В каком возрасте можно подумать о том, чтобы отправить ребенка одного учиться в другое государство? 

До 11–12 лет — строго не рекомендуется. Никакая модель образования не стоит того, чтобы разлучать семью и ребенка! Семья в этом возрасте дает больше, чем школа. 

С 12 до 15 лет — можно попробовать, если сам ребенок склонен сепарироваться и родители не изведут его своей тревогой. Но есть дети, которым и в 14 лет расстаться с семьей и уехать учиться за границу будет очень-очень тяжело. 

В 15–16 лет — оптимальное время для большинства детей: они уже готовы к сепарации, достаточно окрепли, чтобы пробовать учиться вдали от близких. Вероятность того, что у ребенка будет большой стресс, несколько снижается к этому возрасту. 

Советы тем, кто принял решение отправить ребенка учиться за рубеж 

Дождитесь возраста, когда у ребенка появится готовность к сепарации. 
У ребенка за границей должен быть доверенный взрослый. Нельзя оставлять ребенка целиком предоставленным самому себе: нужен кто-то, к кому можно прийти, когда с тобой что-то не так или просто чувствуешь себя одиноким. 

Не мучайте ребенка своей тревогой. Постоянно дергать его звонками, сообщениями, опасениями, контролем — плохая практика, которая не способствует экологичной сепарации. 

Будьте готовы, что ничего не получится. Если вдруг ребенок говорит: «Мама, забери меня отсюда!» — не обижайтесь, не гневайтесь, не жалейте потраченных денег, а спокойно верните все к началу. 

Как поддерживать контакт с ребенком, который учится вдали от дома? 
Прежде всего, пусть ваши диалоги по скайпу и телефону не сводятся к бытовому контролю: говорите о том, что вас интересует, о чем-то важном и интересном, а не «Надень шапку! Ты поел? Сколько получил по английскому?» Затем, когда ребенок возвращается домой, постарайтесь не устраивать ему «вечный праздник»: пусть дома тоже будут обязанности, пусть желания ребенка не становятся всеобщим законом для семьи. Общайтесь по возможности как обычно — это лучший способ сохранить отношения. 

/Материал подготовлен по вебинару Людмилы Петрановской «Образование, с точки зрения государства, семьи и ребенка»/

Источник: https://family3.ru/articles/petranovskaya_obrazovanie

Добавить комментарий