Американский писатель и педагог Дуг Лемов считает, что совместное чтение книг вслух не только пополняет словарный запас детей, но и помогает им стать более внимательными. Кроме того, чтение развивает коммуникативные навыки и умение анализировать информацию. Вот несколько советов учителям, которые захотят внедрить эту практику у себя в классе.
Когда люди, которые много читают, замечают, что что-то пропустили или неправильно поняли, они пролистывают страницы назад, чтобы прочесть отрывок или предложение сначала. Они могут подчеркнуть или прокомментировать на полях особенно красивое, грустное или интересное предложение. Иногда такие читатели могут прерваться, чтобы найти в словаре необычное слово, которое им не совсем понятно, или подумать о только что прочтенном фрагменте и предположить, что может быть написано дальше.
Умение быстро декодировать сложные системы символов при чтении — это навык, который нужно нарабатывать. Один из способов сделать это интересно, как пишет писатель и педагог Дуг Лемов в своем блоге «Полевые заметки», — создать простую вариацию книжного клуба.
«Книжный клуб — это совместное чтение целой книги, от корки до корки, со всем классом вслух, — пишет Лемов, автор книги „Учи как победитель“, объясняя, как работает придуманная им разновидность литературных встреч. — Он помогает поработать над беглостью, словарным запасом, вниманием и коммуникацией через чтение. Эти вещи очень важны, но на них часто обращают мало внимания. Еще один способ взглянуть на книжный клуб — представить его как средство для максимального увеличения времени, потраченного на чтение по сравнению, скажем, с разговорами о чтении».
Вот три практики, которые рекомендует Лемов и другие педагоги для того, чтобы начать читать вслух в классе.
Книжные клубы
Для книжного клуба учитель выбирает интересную книгу и читает ее вслух, «концентрируясь на истории больше, чем на анализе», — так пишет Лемов об этой практике, подходящей для всех предметов в школе. «Когда мы ввели книжный клуб в школе Rochester Prep несколько лет назад, мы привлекли каждого учителя в здании и создали меньшие группы для студентов, которые хотели читать больше».
Чтение книги вслух вместе по десять-пятнадцать минут в течение нескольких дней может показаться почти невозможным, особенно если учитывать, насколько плотными могут быть расписания и насколько большими могут быть требования, но эта активность стоит того, и, как пишет Лемов, она приносит свои плоды.
Читая вслух, учитель показывает «выразительность и звучание авторской паузы», пишет Лемов, «воплощая книгу в жизнь». Учитель может добавить «краткие паузы, чтобы произнести словарные слова или объяснить, что нужно знать или предположить, чтобы понять фрагмент», чтобы фокус оставался на самом чтении в течение длительных промежутков времени. Многие дети учатся любить это занятие и при этом «развивают основные навыки: беглость, внимание и словарный запас».
Чтение хором
Такие практики, как чтение хором, делают чтение в классе более приятным и инклюзивным для всех детей. Это хороший способ заменить вызывающие беспокойство упражнения, такие как чтение друг за другом по кругу или метод, при котором ученики сами выбирают, кто продолжит читать. «Из 30 с лишним статей о чтении в классе, которые я прочитал, — говорит Том Финли, профессор английского образования, — только одна исследовательская работа была посвящена исследованию плюсов кругового чтения и его вариаций».
В нью-йоркской начальной школе Concourse Village Elementary School уделяется особое внимание обучению беглому чтению, которое подчеркивает важность повторного чтения одного и того же текста. Школьники читают текст совместно и повторяют его в течение недели в классе, в парах или поодиночке, и каждый день они обращают внимание на улучшение того или иного навыка: выделения основной мысли, комментирования, выявления важных деталей, анализа мастерства автора и формулирования выводов. Поскольку чтение одного сложного текста происходит в течение пяти дней, дети осваивают очень важный и очень надежный навык изучения сложных текстов.
Последние пять минут
К началу обучения в средней школе большей части школьников никто не читает книги вслух в школе или дома, пишет Кейси Шорт, учитель языков и социальных наук. Но это упущенная возможность, потому что исследования показывают, что, когда подростки слышат, как кто-то читает книгу вслух, их понимание текста и способность воспринимать сложную литературу улучшаются, а уровень стресса снижается.
Чтобы развить у детей любовь к чтению в классе, Шорт читает книгу своим ученикам в течение последних пяти минут урока. «Меня часто спрашивают, как я каждый день „даю время“ на чтение, но эти пять минут — подарок для моих учеников, — пишет Шорт. — Уделяя этому время каждый день, я помогаю развитию сообщества в классе, делюсь своей любовью к чтению, совершенствую свои методы обучения языкам и знакомлю учеников с новыми авторами, жанрами и темами».
Книги, которые Шорт читает вслух, выбираются учениками и должны быть не только интересными, но и непростыми для них. Читая, она «задает вопросы, делится своими мыслями и устанавливает связи между изучаемым текстом и другими текстами, а также между разными школьными предметами». Чтение в течение последних пяти минут урока означает, добавляет она, что «ученики выходят из класса, обсуждая книгу и задаваясь вопросом, чем продолжится история. Ожидание помогает сделать волнение вокруг чтения не таким заметным и вовлечь всех в содержание всего учебного модуля».