Что такое скорочтение?
Скорочтение — это способность опознавать информацию, воспринимать ее, понимать, переводить на уровень образа, отслеживать последовательность изложения данных, то есть видеть структуру текста, следить за развитием мысли автора, мгновенно считывать информативный блок, отбрасывая несущественную, то есть поясняющую, дополняющую, иллюстрирующую информацию. И всё это в режиме быстрого чтения. А для этого необходимы особая скорость мышления, скорость реакций.
Но скорочтение — это не арифметическая категория (500,1000, 2000 слов в минуту). Это единственный вид умственной деятельности, позволяющий освоить приемы систематизации, классификации, группировки информации.
Темп чтения при скорочтении составляет от 600 слов в минуту и выше. Для человека, который не умеет работать с текстом в таком режиме, это нереально. Для освоившего нужные навыки — вполне по силам.
Как научиться скорочтению и нужно ли это детям?
Ни о каком скорочтении для детей не может быть и речи. Ни в 3, ни в 6, ни в 10, ни в 12 лет. По одной простой причине: мозг нужно постепенно приучать к работе. На каждом этапе нужно учитывать зону ближайшего развития ученика, индивидуальные особенности, сформированность знаний, умений, навыков, изменения по ходу развития.
Для начала важно просто заинтересовать ребенка чтением. Для этого стоит подбирать литературу, соответствующую его возрасту, его интересам — иначе он просто не сможет эмоционально реагировать на приключения героев, сопереживать им, радоваться с ними. А нет эмоции — нет понимания, нет запоминания, быстро наступает умственная усталость и отторжение информации. Но как вы думаете, детские сказки, стишки, приключенческие истории можно использовать для обучения скорочтению малыша? Нет, конечно. Скорочтение предназначено для учебной, методической и специальной литературы
К тому же, прежде чем развивать скорочтение, необходимо сформировать другие навыки чтения. Выделяют несколько ступеней:
- Овладение звуко-буквенными обозначениями;
- Послоговое чтение;
- Становление приемов чтения;
- Этап чтения.
Овладение звуко-буквенными обозначениями происходит в течение всего добукварного и букварного периодов. На этом этапе дети анализируют речевой поток, предложения, делят слова на слоги и звуки. Ребенок соотносит выделенный из речи звук с определенным графическим изображением, буквой.
Усвоив букву, ребенок читает слоги и слова с ней. На этапе послогового чтения узнавание букв и слияние звуков в слоги происходит без особых проблем. Соответственно, единицей чтения становится не буква, а слог. Трудность синтеза на этой ступени еще может оставаться, особенно в процессе чтения трудных по структуре и длинных слов.
Этап становления приемов чтения характеризуется тем, что простые и знакомые слова читаются целостно, а вот сложные и малознакомые слова читаются по слогам. На этом этапе возможны частые замены слов, окончаний, то есть имеет место угадывающее чтение. Такие ошибки приводят к несоответствию между содержанием текста и прочитанным.
На этапе чтения происходит не только синтез слов в предложении, но и синтез фраз в общем контексте. Но понимание смысла прочитанного возможно, только когда ребенок знает значение каждого слова в тексте, то есть понимание прочитанного напрямую зависит от развития лексико-грамматической стороны речи.
Как понять, что ребенок готов к скорочтению?
Освоить скорочтение можно не раньше 14–16 лет. При этом стоит ориентироваться на общее развитие ребенка. Есть список качеств, наличие которых говорит о готовности ребенка к обучению этому навыку. По данным критериям (важно выявить у ребенка хотя бы 5 из них) ребенка, как правило, оценивает специалист по скорочтению.
Ребенок готов переходить к скорочтению, если у него:
- активный и богатый словарный запас;
- развитый вербальный интеллект;
- расширенное зрение по оси и хорошее периферическое зрение;
- высокая скорость зрительного восприятия;
- умение выбирать вид чтения в зависимости от задачи;
- умение видеть развитие мыслей автора, то есть ориентироваться в способе изложения мысли;
- подавленная внутренняя артикуляция, то есть умение отключать артикуляционный аппарат при чтении про себя.
Как быстро можно научиться скорочтению?
Все зависит от методики. Уверена, что в каждой школе скорочтения свои рамки курса. По моей системе взрослые занимаются 6 месяцев, общий объем курса — 144 часа. Дети занимаются в течение года, объем программы — 196 часов. Основная задача методики — гармонизировать работу головного мозга, наработать километры нейронных сетей, благодаря которым улучшается работа головного мозга, меняются привычки и образ жизни. Скорочтение — это скорее приятный бонус, результат быстрой и эффективной работы мозга
Можно ли научиться скорочтению без педагога?
Я всегда говорю: «Каждый должен заниматься своим делом: учитель — учить, врач — лечить, родитель — любить и воспитывать». Но если у родителей нет финансовой возможности передать ребенка профессионалу в области развития и обучения, то регулярные занятия дома могут помочь. Для этого написано и издано немало хороших пособий, которые способствуют комплексному развитию интеллекта ребенка, а не отдельных его параметров.
Тренировка скорости зрительного восприятия в домашних условиях, которая необходима для быстрого чтения:
«Алфавит». Задача – называть буквы и при этом выполнять разные действия руками (например, поднимать по очереди правую и левую или обе руки одновременно).
«Радуга». Сначала нужно написать названия одних цветов карандашами других цветов. Например, слово «красный» можно написать черным цветом, а слово «синий» — зеленым. Задача — называть цвет, а не то, что написано.
«Молния». На короткое время ребенку показывают таблички со словами, а он должен успеть прочитать и запомнить их.
«Поездка в автомобиле». Пока ребенок едет в автомобиле, при любой возможности нужно просить его читать вывески по мере движения.
«Буксир». Взрослый читает текст в своем темпе, а ребенок должен успевать читать за ним.
«День — ночь». Ребенок читает текст, а взрослый в любой момент говорит слово «ночь». После этой команды ребенок закрывает глаза. Затем взрослый говорит слово «день» — ребенок открывает глаза и ищет в тексте место, где он остановился. Продолжает читать, пока снова не услышит команду «ночь».
Ребусы. Решение ребусов тренирует внимание, память, образное мышление.
Проговаривайте перед чтением скороговорки вслух. Это способствует развитию артикуляционного аппарата.
Настольные игры на скорость чтения могут помочь?
Игры — это отличный способ увлечь ребенка, поддержать в нем познавательный интерес, стремление находить, побеждать, получать удовольствие от умственного труда. К тому же эта совместная деятельность укрепляет детско-родительские отношения, навык групповой коммуникации.
Однако важно учитывать, что игры способствуют развитию навыка только в совокупности с педагогической методикой. Я имею в виду, что игры не учитывают индивидуальные особенности конкретного ребенка. Если ребенок гиперактивный, ему сложно концентрироваться и сохранять устойчивость внимания. Игра его возбудит, но от этого читать он быстрее не станет.
Поэтому сначала нужно гармонизировать работу головного мозга, наработать устойчивость внимания, а затем уж осваивать быстрое чтение и выразительный пересказ.
Навык скорочтения утрачивается, если не практиковать его?
Пожалуй, единственный навык, который нельзя утратить, — это езда на велосипеде. Это действительно так. Бросив качать пресс, например, сможете ли вы через полгода-год похвастаться красивым торсом? Нет. Вот и со скорочтением так же. Скорочтение требует практики — ежедневного применения гибких стратегий чтения.
Каким детям категорически не подходит скорочтение?
Скорее речь о том, что скорочтение подходит только условно здоровым детям с 14–16 лет при наличии развитых параметров интеллекта.
Овладение скорочтением — это тяжелая работа, она требует внутренней мотивации и самодисциплины, готовности беспрекословно выполнять все рекомендации тренера по скорочтению и делать домашнее задание в системе. Если у ученика есть внутренняя готовность заниматься, то результат не заставит себя долго ждать и уже к концу первого месяца обучения по методике будут первые изменения: значительно улучшится память, устойчивость внимания, способность быстро переключаться с одной задачи на другую без дополнительного времени на включение.