Автономная некоммерческая организация
дополнительного профессионального образования
“Институт развития компетенций”

8 быстрых способов проверить, насколько хорошо дети усвоили материал

Так как школьникам нужно усваивать большое количество информации, у учителей не всегда есть время на на то, чтобы проверить, понимают ли ученики тему и могут ли они применить знания на практике. Для того чтобы «измерить» понимание учеников, существуют доказанные на практике техники формирующего оценивания. Эти 8 несложных техник можно применять как в младших, так и в старших классах; в разных предметных сферах; в дистанционном, смешанном или очном формате. За результаты таких проверок не нужно ставить оценки, потому что цель формирующего оценивания — собрать обратную связь.

1. Покажи

Попросите детей подать знак рукой, который бы показывал их оценку своих знаний — то, насколько хорошо они поняли тему, правила и весь процесс. Например:

-Палец вверх: «Я понимаю и могу объяснить своими собственными словами».
-Помахать рукой: «Я не очень уверен и сомневаюсь, смогу ли объяснить».
-Пальцы вниз: «Я не понял и не смогу это объяснить».

Поскольку дети могут оценивать себя не слишком объективно, иногда выбирайте случайных учеников, поднявших палец вверх (можно выбирать имена, написанные на бумажках из шляпы), и просите их объяснить выбранный ими вариант.

В дистанционном формате дети могут показать знак в камеру или использовать смайлики, чтобы продемонстрировать их уровень понимания темы.

2. Выбери

Предложите детям несколько утверждений с бинарным выбором или вопросы, которые включают в себя распространенное заблуждение, и попросите их выбрать ответ (правда или ложь, согласие или несогласие).

Поделиться выбранным ответом они смогут на доске, в телефонном приложении или при помощи сигнала (палец вверх или вниз). Эта техника особенно эффективна для проверки знаний или потенциальных заблуждений в понятиях перед началом новой темы.

-Правда/Ложь: Слова «день» и «ночь» женского рода. (Нет.)
-Согласие/Несогласие: «Свищет ветер, серебряный ветер В шёлковом шелесте снежного шума». Является ли это примером аллитерации? (Да.)

В дистанционном формате школьники могут использовать чат, чтобы написать свои ответы, или ответить на вопросы в опроснике.

3. Нарисуй

Таблицы и интеллект-карты — отличный способ улучшить понимание темы. Дайте детям задание — создать таблицу, виртуальную или интеллект-карту по пройденной на уроке теме, а затем попросите объяснить их рисунки. Техники рисования очень полезны в случае, когда нужно посмотреть, понял ли ученик, как связаны разные элементы или понятия.

-Биология: Нарисуйте схему факторов, влияющих на рост растений.
-Обществознание: Сделайте интеллект-карту понятий, объясняющую структуру Федерального собрания РФ.
-Литература: Создайте карту-рассказ или схему последовательностей, показывающую основные события в произведении.

В дистанционном формате можно использовать сервис Google Slide или Pinterest Board, доску Miro и другие похожие ресурсы.

4. Устрани неполадки

Представьте детям распространенное заблуждение или частую ошибку. И понаблюдайте, смогут ли они распознать эту ошибку и исправить ее. Их ответы дадут вам понять, насколько глубоки их знания.

-Дайте детям плохо написанное сочинение и попросите их выступить редакторами: исправить композиционные и грамматические ошибки.
-Попросите учеников поработать над решением задачи с несколькими действиями. Проследите, насколько хорошо они выявят вычислительные ошибки и ошибки, возникающие в ходе рассуждений. И, конечно же, исправят их.
-На уроке рисования покажите ученикам картины с явными композиционными ошибками. Также можно продемонстрировать рисунки с неправильным изображением света. Попросите выявить ошибки и исправить их.

5. Обобщи

Регулярное обобщение школьниками того, что они выучили, помогает учителям понять, действительно ли дети усваивают важную информацию. Вот несколько примеров этой техники:

-Напишите сочинение не более чем на 100 слов и постарайтесь ответить в нем на вопрос: «В чем заключается главная информация, которую вы узнали о __
-Запишите подкаст на одну минуту и попробуйте обобщить все, что узнали на одном или нескольких уроках по определенной теме.
-Подготовьте еженедельное письмо вашему учителю или родителям и попытайтесь обобщить в нем то, что вы поняли из уроков на этой неделе.

6. Примени это

Понимание материала выявляется тогда, когда ученики могут применить полученные знания в конкретных ситуациях или в новом контексте.

-Составьте задачу из реальной жизни, чтобы понять, как хорошо ученики знают тему «Площадь поверхности».
-Найдите новостную статью или пост о противоречии между правами личности и общим благом.
-Найдите примеры симметрии в здании школы или на ее территории.

7. Научи

Это наиболее сложный, но и самый ценный метод формирующего оценивания. Попросите учеников объяснить новое понятие или что-то объяснить другому человеку — новому ученику, ребенку, который только вернулся с больничного, или младшему школьнику. Учитель сможет оценить степень понимания ребенка, наблюдая за уроком.

-Разработай урок на 5 минут для ученика младших классов. Объясни ему, как спрос и предложение влияют на формирование цены товара. Используй 1–2 конкретных примера, которые вы не обсуждали на уроке с учителем.
-Твой друг был на больничном и пропустил два последних урока, на которых вы изучали правителей эпохи дворцовых переворотов. Нарисуй портреты не менее 3 человек, участвующих в этом мероприятии, чтобы твой друг лучше понял тему.

В дистанционном формате школьники могут записать видеоурок или провести его в зуме.

8. Проведи аналогию

Эта техника предлагает детям придумать аналогию или метафору, чтобы проиллюстрировать недавно изученное понятие. Эффективность их объяснения поможет учителю понять, насколько хорошо они поняли тему. Однако с этой техникой нужно быть максимально осторожным: иногда ученик может понимать материал блестяще, а вот объяснить его другими словами не сможет. Также важно просить школьников объяснить их аналогию, чтобы понять, насколько хорошо они поняли тему.

-Дробь — это часть целого, как колесо — часть велосипеда.
-Формирующее оценивание похоже на пробу блюда во время его готовки, потому что дает обратную связь о том, что повар может сделать, чтобы улучшить блюдо.

Школьники могут также сделать визуальные аналогии (совмещая техники 3 и 8). В дистанционном формате ученики могут присылать свои аналогии в чат, Google Slide или Pinterest Board.

Добавить комментарий