Автономная некоммерческая организация
дополнительного профессионального образования
“Институт развития компетенций”

Что такое функциональная грамотность. Разбираемся на примере двух школьных заданий

О том, что у школьников надо развивать функциональную грамотность, говорят на всех профильных конференциях. Что же такое функциональная грамотность? Не все могут сразу дать ответ на этот вопрос. Вместе с Марией Шабановой, экспертом предметной комиссии ЕГЭ по математике города Москвы, заместителем начальника отдела МЦКО, коротко объясняем ключевое для исследования PISA понятие — ведь в этом году наши школьники будут участвовать в очередном его этапе.

Что такое функциональная грамотность и зачем она нужна

Впервые этот термин был введен 8 сентября 1965 года в Тегеране на Всемирном конгрессе министров просвещения, проходившем под эгидой ЮНЕСКО. Повышение функциональной грамотности населения первоначально рассматривалось как задача увеличения количества людей, охваченных общим образованием. Сегодня под функциональной грамотностью понимается способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач.
Все люди, получившее общее образование, умеют читать. Но сколько из них читают инструкцию перед выполнением работ, использованием нового устройства или договор перед его подписанием? Каждый человек, получивший общее образование, умеет считать, но почему же мы предпочитаем рисковать, предоставляя право принимать финансовые решения за себя сторонним людям (торговым и кредитным консультантам, специалистам по инвестициям), и даже не даем себе труда понять суть проведенных ими расчётов? А потом вдруг оказывается, что овердрафт по карте надо возвращать с огромными процентами!
Функциональная безграмотность (читательская, естественно-научная, математическая, финансовая, цифровая) даже при наличии достаточного уровня образования значительно снижает качество жизни. Она делает человека беспомощным, уязвимым, зависимым от мнения и решений других людей, неспособным к адаптации в быстро меняющемся мире.
Многие люди, даже имеющие высшее образование, степени кандидатов и докторов наук, потеряли свою работу раньше наступления пенсионного возраста просто потому, что оказались не готовы к кардинальным изменениям. В наше время приходится следовать совету Черной королевы из сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье»: «…Бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте. Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать по меньшей мере вдвое быстрее!»
Специалисты утверждают, что функциональная безграмотность населения является значимым фактором дестабилизации национальной и мировой экономики в целом. И задача формирования функциональной грамотности населения во многих странах мира была возведена в ранг государственной в связи с разразившимся в 2008 году мировым финансово-экономическим кризисом.

Как функциональная грамотность отражена в школьной программе

С 2010 года российские школы работают по федеральным образовательным стандартам, предъявляющим требования к метапредметным результатам обучения, являющимся составными элементами функциональной грамотности. Есть много разных методических приемов достижения функциональной грамотности в рамках урочной и внеурочной деятельности. Например, это не только уделение внимания прикладным вопросам в содержании школьных учебников, но и развитие таких образовательных практик, как «День конвергентного образования», «Урок в музее, парке, усадьбе», «Профессиональные пробы» и т. п.
В апреле 2021 года был введен в действие ФГОС ООО третьего поколения, который уточнил вклад каждого предмета в достижение этих результатов, поставил задачу перехода от формирования отдельных метапредметных результатов к формированию их целостной системы. Для перехода на новые стандартны уже подготовлены примерные учебные программы по всем предметам. Эти программы показывают, что при сохранении баланса между предметной подготовкой и функциональной грамотностью эти образовательные задачи можно решать комплексно.
Приведем пример задачи, решение которой будет полезно не только школьникам, но и многим взрослым, делающим поспешные выводы исходя из количественных данных.

 

В статье журналиста Верхоглядова, опубликованной 23.08.2021, утверждалось, что, несмотря на быстрые темпы вакцинации, заболеваемость COVID-19 в Москве и Московской области остается заметно выше, чем в регионах. В качестве примера приводится статистика заболеваемости за 22.08.2021 в сравнении с заболеваемостью по Архангельской области.

Согласны ли вы с мнением журналиста? Выберите один из вариантов ответа («да» или «нет») и обоснуйте свой выбор.

 

В задаче недостаточно данных для выбора ответа. Для сравнения нужно знать, сколько заболевших приходится на одно и то же количество жителей. Мы легко можем восстановить этот недостаток информации, поискав ее в интернете, и, проведя расчёты, сделать обоснованный выбор. Кстати, заключение Верхоглядова ошибочно, т. к. в расчёте на сто тысяч жителей в Москве и Московской области на эту дату приходилось 6 заболевших, а в Архангельской области — 24.
Зачем нужны такие задачи? Чтобы научить школьников самостоятельно принимать решения и критически относиться к обилию информации вокруг.
Вот ещё один пример задачи, на оценку утверждений. Она поставлена в знакомом всем нам контексте принятия решений о покупке товара на основе отзывов и оценок покупателей интернет-магазина.

 

Иван хочет приобрести солнечные панели через интернет-магазин. Он выбрал нужную ему модель и оценивает риски покупки товара, ориентируясь на оценки и отзывы покупателей, поставивших оценку (проценты отображаются на диаграмме с точностью до целых).

Иван проанализировал все отзывы покупателей интернет-магазина и заметил, что в каждом отзыве содержится не более одной претензии, а затем составил таблицу высказанных покупателями претензий.

Используйте эту таблицу и поставленные покупателями оценки, чтобы определить, какие из следующих ниже утверждений являются истинными всегда, иногда или никогда. Поставьте в каждой строке только одну метку.

 

Оценку первым двум утверждениям дать легко, достаточно лишь внимательно прочитать список претензий в таблице (первое истинно всегда, т. е. для всех оставленных покупателями отзывов, второе никогда не истинно, т. е. ложно для всех отзывов).
Знания математики нужны для оценки третьего утверждения, так как данные о количестве покупателей, давших ту или иную оценку товара, представлены в процентах, более того, показанных лишь с точностью до целых. Если округление проводилось по правилам математики, то в разряде десятых могли стоять цифры от 0 до 4. Расчеты показывают, что в любом из этих случаев по крайней мере пятеро человек поставили 1 или 2 звезды. Таким образом, утверждение 3 всегда верно.
Еще сложнее рассуждения относительно четвертого утверждения, ведь среди представленной информации нет сведений о том, как связаны оценки покупателей и их отзывы. Как и в предыдущем случае, рассчитаем количество покупателей, поставивших 5 звезд (это целое число, находящееся в пределах между 28×0,675 и 28×0,684). Их 19 человек. В условии сказано, что в каждом отзыве содержится не более одной претензии. Всего претензий 15. Их не могли оставить лишь покупатели, поставившие менее пяти звезд, так как таких покупателей 9.
Если допустить, что все претензии написаны покупателями, которые поставили 5 звезд, то среди них все равно окажутся те, которые не имеют претензий. Следовательно, утверждение верно иногда, т. е. для некоторых, но не всех покупателей, поставивших 5 звезд.
Данная задача показывает, что недостаток прямых сведений не всегда является препятствием для оценки утверждений. Достаточно умело обращаться с уже имеющимися, опираясь на научные знания.
Основы функциональной грамотности закладываются еще в начальной школе. На этом этапе у учеников и учителей есть явное преимущество: основные предметы, как правило, ведёт один учитель, поэтому и межпредметные связи, которые лежат в основе функциональной грамотности, формировать проще, чем в старших классах. И если раньше основным показателем, например, читательской грамотности была скорость чтения, то теперь подходы в корме изменились и от учеников требуется осмыслить текст, суметь вычленить главное, найти нужную информацию.
Зачем учить школьников функциональной грамотности? Те, кто задается подобным вопросом, видимо, как Долорес Амбридж — героиня фильма про Гарри Поттера, — искренне считают, что в школу мы ходим ради получения аттестата, а потому тратить время на формирование умения применять знания совершенно не нужно.

Результаты обучения функциональной грамотности в школе

И логичный вопрос — а можно ли оценить функциональную грамотность учащихся и понять, как влияет это умение на общую образованность ребенка?
Москва уже много лет участвует в международных исследованиях качества образования. И одно из основных таких исследований — PISA (вот здесь мы подробно писали об этом исследовании). Оно оценивает, как школьники используют знания, полученные во время учебы, на практике.
Последний цикл исследования проводился в 2018 году и затронул более чем 80 стран и территорий.
По результатам этого исследования, московские школьники входят в тройку лучших в мире по уровню читательской грамотности, по математической — в пятерку, а по уровню естественно-научной грамотности — в шестерку. Весной 2022 года школьников ждет новый раунд PISA.

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий