Кажется, что списки летнего чтения для школьников не меняются десятилетиями — как будто со времён Родари и Зощенко в литературном мире ничего не произошло. Но классика классикой, а разнообразия тоже хочется. О нём и о том, что, как и зачем читать с детьми летом, рассказывает учитель русского и литературы Ольга Гвинджилия.
Одно время в профессиональной учительской среде было много дискуссий на тему «списков летнего чтения»: быть им или не быть? Я придерживаюсь консервативной точки зрения — по-моему, списки нужны. Но не как нечто нерушимое и обязательное к исполнению. Скорее как ориентир и навигатор в огромном книжном море.
Ведь, несмотря на огромное количество информации (блогов, обзоров, аннотаций, публикаций), многие взрослые, выбирая книгу для ребёнка, ориентируются на свои воспоминания.
А мир сегодня другой, и дети другие, и книги для них другие
И раз уж взрослые так много говорят о том, как важно и нужно читать, то они должны понять: только благодаря им дети могут открыть для себя красоту книжного мира. И шаги на пути к регулярному чтению должны быть последовательными и продуманными, ведь в каждом возрасте у ребёнка есть свои особенности — как читательские, так и личностные.
Но при этом, мне кажется, чтение должно быть не просто «по возрасту». Чтение должно быть индивидуальным. В море книг сегодня каждый может плавать по своему маршруту.
Я сама читаю очень много и, подбирая книги для каждого класса, опираюсь на свои читательские предпочтения. Лично для меня важен текст (прекрасно написанный или прекрасно переведённый), содержание, иллюстрации. Я стараюсь добавить в списки как можно больше книг современных авторов. Но у меня свой читательский опыт и выбор. Он может не совпадать с выбором другого читателя, поэтому детям и родителям я всегда говорю, что их список может отличаться от моего.
Я обязательно включаю в списки комиксы и отдельно рассказываю, что есть огромное количество интереснейших книг в жанре нон-фикшн, которые в летний перечень уже никак не помещаются.
Для первого класса нужны книги с простыми, близкими и понятными сюжетными историями (в том числе и для тех случаев, когда родители читают детям: некоторые истории лучше воспринимаются «со взрослого голоса»). Начиная со второго класса постепенно усложняются сюжеты историй. Появляются разные жанры: сказочные повести, истории в жанре фэнтези, детективы, истории о путешествиях и приключениях. Значительно возрастает количество книг на выбор, и бывает так, что ребята пользуются списками не только летом, но и в течение учебного года.
Смысл длинных списков ещё и в том, что каждому ребёнку важно найти ту самую книгу, которая поведёт его за собой в книжный мир. Возможно, она есть в этой подборке.
Для будущих второклассников
Тем, кто читает сам:
-
М. Нильсон «Цацики идёт в школу»;
-
М. Бершадская «Большая маленькая девочка»;
-
Н. Евдокимова «Павлин на прогулке»;
-
О. Кургузов «Солнце на потолке. Рассказы маленького мальчика»;
-
Д. Сабитова «Мышь Гликерия. Цветные и полосатые дни»;
-
В. Лунин «Приключения Сдобной Лизы»;
-
Х. Мякеля, Э. Успенский «Страшный господин АУ»;
-
К. Нёстлингер «Рассказы про Франца»;
-
М. Гудрун «Бабушка! — кричит Фридер»;
-
Н. Гернет «Сказка про лунный свет», «Катя и крокодил», «Пропал дракон»;
-
Р. Госинни, Ж.-Ж. Сампэ «Маленький Николя».
Для взрослых, которые читают детям и вместе с детьми:
Литературная классика
-
М. Зощенко «Рассказы про Лёлю и Миньку»;
-
Р. Погодин «Рассказы о весёлых людях и хорошей погоде»;
-
Ю. Сотник «Как я был самостоятельным»;
-
Е. Пермяк «Дедушкина копилка»;
-
Э. Эмден «Дом с волшебными окнами»;
-
Ю. Сотник «Вовка Грушин и другие»;
-
А. Раскин «Как папа был маленьким»;
-
Ю. Коваль «Сказки»;
-
Л. Гераскина «В стране невыученных уроков»;
-
В. Драгунский «Денискины рассказы».
Современная российская детская литература
-
Н. Дашевская «Тео — театральный капитан»;
-
А. Игнатова «Королевство М»;
-
Д. Сабитова «Цирк в шкатулке»;
-
П. Калмыков «Лето разноцветно-косолапое»;
-
С. Востоков «Фрося Коровина»;
-
В. Ледерман «Светлик Тучкин и пузырь желаний», «Питомец Гешка», «Сенька и море»;
-
Т. Март «Анька М и Анька П»;
-
Т. Михеева «Полынный слон»;
-
А. Никольская, С. Ивойлова, И. Шевчук «В яблочко!»;
-
К. Горбунова «Однажды в шкафу», «Лохматым и зубастым не входить», «Ба из долины прыгучих ручьёв», «Кто ты, Няня Ву?»;
-
А. Коваленкова «Мышонок, который Там»;
-
К. Денисевич «Соседи»;
-
М. Федотова «Игра в камешки».
Зарубежная детская литература
-
Ж. Арру-Виньо «Приключения семейки из Шербура»;
-
Р. Даль «Матильда», «БДВ: Большой Добрый Великан», «Ведьмы», «Билли и Кнопы»;
-
К. ДиКамилло «Спасибо, Уинн-Дикси», «Приключения мышонка Десперо»;
-
П. Трэверс «Мэри Поппинс»;
-
Т. Янссон «Волшебная зима», «Шляпа волшебника»;
-
Р. Лагеркранц «Моё сердце прыгает и смеётся», «Где же Дюнне?»;
-
Т. Аппельгрен, С. Саволайнен «Веста-Линнея и ее друзья»;
-
М. Энде «Джим Пуговка и машинист Лукас»;
-
М. Крюгер «Голубая бусинка», «Привет, Каролинка!»;
-
Д. Дрешер «Гном из водосточной трубы»;
-
Х. Г. Слоан «Опоссум по имени Апельсинка»;
-
Т. Парвело «Элла в первом классе»;
-
Б. Рервик «Акулиска Враг Редиски и другие истории о Лисе и Поросенке», «Дед-Надзор», «Как Поросенок болел леопардозом», «Кафе „Птичий хвост“», «Битва комаров», «Вафлямбала».
Графические романы и комиксы
-
Д. Симпсон «Фиби и единорог»;
-
М. Плесси «Ветер в ивах»;
-
Э. Дидье, О. Мэллер «Эмиль и Марго»;
-
Т. Янссон «Муми-тролли»;
-
Л. Пирсон «Хильда и Тролль»;
-
Б. Реннер «Большой страшный лис»;
-
Ф. Парм «Маленькая неугомонная Астрид».
Сборники и научпоп
-
Стихи А. Орловой, Е. Аксельрод, Н. Волковой, Г. Кружкова, М. Бородицкой, А. Игнатовой, О. Бундура, Ю. Симбирской, Г. Дядиной.
-
Сборники издательства Clever из серии «Библиотека Михаила Яснова»: «Зимний зверинец», «Скоро в школу», «Моя семья», «Колесо обозрения».
-
Сборники сказок разных народов из серии «Гора самоцветов», сказки Г.-Х. Андерсена, Е. Шварца, В. Каверина, В. Катаева, С. Козлова, Н. Абрамцевой, Е. Клюева, Е. Ракитиной, С. Георгиева, М. Бородицкой, С. Седова.
-
Научно-популярная литература издательства «Настя и Никита».
-
Серия книг о природе В. Бианки, Э. Шима, Н. Сладкова, С. Сахарнова.
-
Интересные книги о мире и о природе издательства «Пешком в историю».